14 июля 2018 г.

Геймерское детство в России 90-х годов

Небольшой сборник воспоминаний о видеоиграх нашего детства.
Новомодную в 90-х годах приставку Sony PlayStation мой хороший друг Лёшка выпрашивал у родителей целый год. Ради неё даже отказался от покупки щенка. Я довольствовалась приставкой Dendy, с которой зависала часами напролёт.
Тогда мы и не подозревали, что совсем скоро компьютер можно будет носить с собой, музыкальный проигрыватель поместится в кармане, а игры перестанут быть "квадратными".



Самым доступным развлечением для детей всех возрастов в 90-е был "Тетрис". Кстати, изобрёл эту популярную в СССР головоломку программист Алексей Пажитнов 6 июня 1984 года. Название игры происходит от количества клеток, из которых состоит каждая фигура ("тетра" - четыре). Правила просты: случайные фигурки падают сверху на игровое поле. В полёте игрок мог поворачивать и передвигать фигурку. Она летит, пока не наткнётся на другую фигурку либо на дно поля. Главное - не доходить до верха поля, иначе конец.

Brick Game
Brick Game - именно так называется то самое карманное устройство, которое мы привыкли называть "Тетрис".
В то время иметь собственный "Тетрис" было равнозначно тому, как сейчас первоклашке иметь собственный IPhone. Играть в "Тетрис" можно было часами напролёт: количество уровней огромное, скорости увеличивались, рос и азарт. В школах ребятня сравнивала - у кого какой "левел" (уровень), кто быстрее их прошёл. Играли в "Тетрис" и дети, и взрослые.



Лично у меня "тамагочи" никогда не было. Мои родители боялись, что я, как дети из далёкой Японии, решу покончить жизнь самоубийством после "смерти" виртуального зверька. Смысл игры заключался в интерактивном наблюдении за жизнью питомца - от вылупления и до смерти. В первых версиях игры всё было жёстко: если зверёк "умирал", то и сама игрушка приказывала долго жить. Потому для многих детей уход за зверьком становился навязчивой идеей, а "пикание" устройства выводило из себя родителей и учителей.

Тамагочи

Позже "тамагочи" стал проще: если питомец погибал, игру можно было начать заново. Вначале игрушка была только чёрно-белая, позже появились модели "тамагочи" с большими цветными экранами и новыми функциями. В ней был свой существенный плюс для родителей: из-за появления виртуального питомца они могли забыть о покупке настоящего щенка. Но спустя время те же родители отнимали у своих детей пищащую игрушку - боялись, что она "зомбирует" и отупляет.



В 90-х покупка 8-битной игровой приставки была для детей настоящим праздником. Их выпрашивали на Новый год, ради них учились только на "хорошо" и "отлично", мыли посуду, убирались в своей комнате. Когда долгожданное техническое "чудо" появлялось дома, к игре подключались все. Приставка состояла из корпуса, в который вставлялся картридж, и двух джойстиков. В России с 1992 года продавались три приставки-конкурента: Dendy, Sega и Nintendo.

Dendy

Самой популярной и доступной в России по тем временам была Dendy. Квадратная графика, полифоническая озвучка… но затягивала эта, по нынешним меркам, примитивная игрушка невероятно. Среди популярных игр для тех приставок были: Mortal Combat, Super Mario, Чёрный плащ, Черепашки Ниндзя и Contra.
Для меня самой любимой игрой был "Чёрный плащ". Я всегда очень боялась проиграть. Когда Чёрный плащ подходил к крюкам, по которым надо перепрыгивать, я подпрыгивала на месте каждый раз при рывке персонажа вверх. И если герой "умирал", это было настоящей трагедией.



В конце 90-х появился новый носитель - компакт-диск. Тогда сердца юных геймеров захватила новая игровая приставка - PS1. Она опережала своих картриджевых конкурентов: красивая рисовка, озвучка, современный дизайн и устройство управления. В России в конце 90-х позволить себе PlayStation могли немногие.

PlayStation

Но у нас PlayStation долго не принимали: из-за цены, малоизвестного нового носителя - компакт-диска, а также из-за привычки к картриджевым приставкам.

А потом начали появляться и первые персональные компьютеры. И у детей и подростков появился выбор: приставка или ПК, обладавший большим количеством возможностей. И сегодня геймеры подразделяются на приверженцев приставок и на приверженцев игр для ПК.



Особым событием, которое вызывало приятный трепет, был поход в магазин где продавались игровые приставки, картриджи и CD диски к ним. Глаза разбегались от количества видеоигр и хотелось поиграть во все, но денег хватало лишь на одну игру.

Примерно так выглядел магазин видеоигр в 90-х годах.
Примерно так выглядел магазин видеоигр в 90-х годах.
А ещё были рынки с лотками под открытым небом, на которых лежали кучи потёртых картриджей и пиратских игр на CD дисках. От прямых солнечных лучей диски нагревались и их коробило. Если такой диск вставлялся в CD-ROM, то при раскрутке он начинал бить по краям и либо ломался, либо царапался, зачастую портя и сам привод.

Типичный рынок 90-х годов с кучами дисков и картриджей
Типичный рынок 90-х годов с кучами дисков и картриджей
В то время мы ещё не знали, что такое эмуляция игровых приставок на компьютерах. Тогда эмуляция ещё только зарождалась и в далёких странах программисты - энтузиасты уже писали первые строчки кода. Из-за малого распространения интернета в России тех годов, наши люди ещё не скоро получат возможность скачать эмуляторы, и кучу заветных игр.



За годы в группе Dendy Forever собралась целая коллекция детских фото участников.
Зарубы с друзьями, игра в Dendy на крошечных черно-белых телевизорах, радость от новогодних подарков - все это здесь, на этих бесценных артефактах из прошлого.

Текст из авторских подписей к фотографиям. Орфография и пунктуация сохранены - кто знает, может, так и задумано.

Иосиф Крамер: "Ориентировочно 1997 год. На экране игра Legend Of Kage. На фото слева - я, мой друг Денис и Стас. Приставка - Dendy Panther"

Иван Дремлюженко: "Я,очень давным и ранним, утром играю в Tiny Toon на сеге, которую одолжил у своего дяди :3"

Сергей Щёлоков: "Играю в Ультимат!!! на маленьком чёрнобелом телевизоре, старый ламповый сгорел, а на цветном новом я играл только когда никого не было дома! (ну вы же понимаете почему?!!!)"

Юрий Папай: "октябрь 1994 года. моё день рождение, всё внимание в телевизор) приставка dendy junior"

Александр Гладских: "Новый год 1997 года. Я в третьем классе. И что под ёлкой ОМГ!!!!!! SMD с картриджем Batman Forever! В эту приставку я буду гамать в ближайшие 6 лет до покупки в 2003 ПК."

Дарья Прилепская: "Я с женихом и братом.Судя по всему, это 1995 год, мой день рожденя. Приставку "Сюбор" только несколько дней назад принёс нам с братом Дед Мороз. Играем в Марио, насколько я помню."

Илья Поспелов: "1996 год. 1 января. Вся страна пьет, а я играю в Денди :)"

Владислав Климань: "Играем с братом в игровом зале, который открыл наш отец. Дома своей приставки у нас никогда не было)"

Вадим Козаков: "походу только начало 2000 года! Играю с другом(он справа) на ч/б примерно 8 дюймовом телевизоре у меня дома! Походу это мы пришли с новым купленным картриджем и решили сразу же его проверить ... мама засняла это!"

Евгений Реппель: "Это мой брат :) Фотке много лет, цените телевизор! :)))"

Алина Панкова: "Примерно 1997 год (точно не помню), мне подарили на Новый год Сюбор — обеспечили счастьем, близорукостью и любовью к восьмибитным играм на всю жизнь."

Roman Piterski: "1995 год на заднем фоне , как все уже успели разглядеть zero tolerance . И да , да эти ужасные рубашки , я знаю)"

Ярослав Матвеев: "Далекий 1996 год. Сега была у меня уже три года как, но мне дико хотелось поиграть в Диззи, самую первую игру, в которую мне довелось поиграть давно ещё на спектруме. Родители отказывались покупать мне вторую приставку, т.к. не видели разницы. Мне пришлось извернуться, и в этом мне помогла сюбор-клавиатура! Я сказал родителям, что это почти как настоящий компьютер и он очень пригодится мне в учебе) И вот, на моё др, родители подогнали-таки мне это чудо китайской мысли, а диззи мне подарили друзья. На фото как раз видно, как мы с друзьями режемся в диззи, ну и сами друзья на втором фото)) Ещё, можно заметить на заднем плане моднейшую коллекцию пивных банок и стопку видеокассет! Также адовую радиолу))"

Сергей Клименко: "Новый 1997 год, один из самых счастливых на моей памяти :). Sega и Mortal Kombat II"

А это я в 1995 гамаю в Чип и Дейл на денди))

2 комментария:

  1. Простите, я не говорю по-русски. Удивительные. Этот Dendy идентичен a "фамиклоне", который я назвал "микрогений ". Удивительно, как он стал таким знаменитым! Мне понравилась история

    ОтветитьУдалить
  2. >>В то время иметь собственный "Тетрис" было равнозначно тому, как сейчас первоклашке иметь собственный IPhone.

    Не корректное сравнение. Айфон могут позволить только мажоры. Для своих детей, я имею в виду. Тетрис же был правтически у каждого. Сравнивать надо с каким-нибудь китайским ноунейм дешевым смартфоном.

    ОтветитьУдалить