8 ноября 2018 г.

История компьютеров стандарта MSX

Логотип компьютеров стандарта MSX
В 1980-х годах Япония находилась в процессе экономического роста. Крупные японские производители электроники могли добиться успеха на зарождающемся рынке персональных ЭВМ, приложив совместные усилия. Их мощная инженерная и производственная база была достаточной для создания конкурентоспособных машин, но первоначально они игнорировали рынок персональных компьютеров в целом и бытовых в частности, вероятно, не рискуя выходить на рынок, не имеющий единого индустриального стандарта.

Итак, в 1981 году, идея ввести стандарт на 8-битные домашние компьютеры пришла в голову Кадзухико Ниси, возглавлявшим японское отделение компании Microsoft, и добро на свой "эксперимент" он получил из главного офиса. Также в разработке стандарта участвовала ныне хорошо известная японская компания - ASCII Corporation, основанная Ниси совместно с Кадзуя Ватанабэ специально для этой цели.

На фото Кадзухико Ниси (слева) и Билл Гейтс (справа)
На фото Кадзухико Ниси (слева) и Билл Гейтс (справа)
Ниси предложил стандарт MSX (Machines with Software eXchangeability) в качестве попытки создания единого индустриального стандарта для бытовых компьютеров. Вдохновляемые успехом стандартизации в области видеозаписи (стандарт VHS), многие производители электроники, включая Goldstar, Philips и Spectravideo, разрабатывали и продвигали компьютеры стандарта MSX. Любое устройство или программное обеспечение с логотипом MSX было совместимо с продукцией стандарта MSX других производителей. В частности, стандарт описывал формат и функциональность картриджей расширения, что позволяло любым устройствам расширения или игровым картриджам работать на любом компьютере стандарта MSX.

Стандарт Ниси состоял главным образом из нескольких уже имевшихся в наличии узлов. Это процессор Zilog Z80, работающий на частоте 3,58 МГц, видеоконтроллер TMS9918 компании Texas Instruments с 16 КБ видеопамяти, и микросхема звукогенератора AY-3-8910 компании General Instrument. Эти компоненты, совместно с интерпретатором MSX BASIC компании Microsoft, сделали MSX конкурентоспособным стандартом, но также и делали стоимость соответствующих ему компьютеров достаточно высокой. Стандарт MSX сильно напоминал уже существовавший на тот момент бытовой компьютер SV-328 компании Spectravideo, однако этот компьютер не полностью соответствовал стандарту MSX. Впоследствии Spectravideo выпустила модель SV-728, которая уже являлась стандартным компьютером MSX.

Компьютеры стандарта MSX получили большую популярность в Японии, Бразилии и ряде других стран, однако, несмотря на поддержку Microsoft, почти не получили известности в США и Европе. Всего в мире было продано более 7,5 миллиона экземпляров MSX-совместимых компьютеров, из них 5 млн - в Японии.

Уродливая реклама компьютера MSX от фирмы Toshiba в 1985 году


Стандарт MSX был анонсирован 27 июня 1983 года. За анонсом последовали объявления больших японских компаний (Sony, Toshiba, Philips, Yamaha, Panasonic) о планах по производству компьютеров этого стандарта, что вызвало некоторую панику в компьютерной индустрии США. Однако, японские компании не спешили вступать в конкуренцию на американском рынке микроЭВМ, который на тот момент находился в состоянии "ценовой войны", возглавляемой Commodore. Лишь компании Spectravideo и Yamaha некоторое время пытались продавать компьютеры MSX в США. Компьютеры Spectravideo имели небольшой успех. Модель Yamaha CX5M со встроенным MIDI-интерфейсом позиционировалась скорее как цифровой музыкальный инструмент, нежели обычный персональный компьютер.

На фото Билл Гейтс учит Кадзухико Ниси программированию
На фото Билл Гейтс учит Кадзухико Ниси программированию
В течение 1980-х годов в Европе сформировался крупнейший рынок компьютерных (но не консольных) игр, на котором доминировали очень популярные тогда компьютеры Commodore 64 и Sinclair ZX Spectrum. На момент появления компьютеров MSX на европейском рынке на нём уже существовало несколько популярных, сравнимых по цене 8-битных домашних компьютеров, конкурировать с которыми было сложно.

Таким образом, MSX не стал международным стандартом, как хотели его создатели. В основном это произошло потому, что он был почти неизвестен в США и в большей части Европы. В Японии и Южной Корее компьютеры MSX были основными бытовыми компьютерам 80-х годов. Также компьютеры этого стандарта имели популярность в Нидерландах, Испании, Бразилии, некоторых арабских странах и в СССР.

Однако, к 1986 году старый стандарт MSX начал заметно отставать от бурно развивающихся стандартов PC / Amiga / Mac, особенно по части графики и звука. Для преодоления этого разрыва японской фирмой ASCII, являющейся держателем копирайта на все, связанное с системой MSX, был предложен стандарт MSX 2. Этот стандарт подразумевал расширение оперативной памяти с 64 килобайт до 4 мегабайт и более, существенное улучшение графики и музыки. Фирмой Yamaha по проекту фирмы ASCII был разработан видеопроцессор V9938, обеспечивающий возможности, отсутствовавшие не только у всех компьютеров этого класса, но и у машин классом выше. Это 16-цветная графика высокого разрешения с палитрой, 256-цветная графика, аппаратные многоцветные спрайты, аппаратное построение многих графических примитивов со скоростью более 300000 точек в секунду, а также возможность оцифровки внешнего видеосигнала или наложения на него изображения с компьютера. Для расширения звуковых возможностей был предложен стандарт MSX-AUDIO, синтезатора на 9 ЧМ-каналов и один канал для воспроизведения сэмплов, своеобразный предтеча платы SoundBlaster для PC.

В 1988 году многие фирмы стали свертывать производство MSX компьютеров, но "последние могикане" - фирмы SONY и Panasonic, выпустили в содружестве с фирмой ASCII машины стандарта MSX 2+, отличающиеся от MSX 2 новым видеопроцессором - V9958. Он поддерживает аппаратный вертикальный и горизонтальный скроллинг и имеет два супермногоцветных режима - с 12499 и 19268 цветами. И, наконец, завершила развитие линии MSX в 1991 году машина MSX Turbo R, с RISC процессором R800, работающим на частоте 28 МГц. Эта машина по производительности не уступает любой PC 286. MSX Turbo R машины выпускались только фирмой Panasonic, которая свернула их производство в 1992-1993 годах. На этом стандарт MSX практически умер.

Интересный факт: Для привлечения внимания к старту продаж компьютеров MSX в Японии был построен огромный динозавр! Счёт за строительство этой декорации, было предложено оплатить корпорации Microsoft.

Огромный динозавр для привлечения внимания к старту продаж MSX в Японии
Огромный динозавр для привлечения внимания к старту продаж MSX в Японии
Операционная система MSX-DOS, используемая на компьютерах MSX, была совместима по системным вызовам с CP/M, но имела расширенные функции (правда, без поддиректорий). Иными словами, MSX-DOS позволяла запускать большинство программ, написанных под CP/M и имела файловую систему FAT, что позволяло обмениваться файлами с системой MS-DOS. Кроме того, интерфейс командной строки по набору команд был подобен MS-DOS. Таким образом, компания Microsoft могла продвигать MSX как домашнюю систему, тогда как IBM PC под управлением MS-DOS ориентировались для офисных применений.

Стандарт MSX имеет четыре версии (поколения): MSX 1 (1983), MSX 2 (1985), MSX 2+ (1988) и MSX Turbo R (1990). Компьютеры, соответствующие первым трём версиям стандарта, являются 8-разрядными, на базе микропроцессора Zilog Z80, тогда как компьютеры MSX Turbo R использовали улучшенный вариант процессора Zilog Z800, известный под названием R800. Стандарт Turbo R был представлен в 1990 году, однако не имел особого успеха из-за отсутствия поддержки программным обеспечением и возраставшей популярности IBM PC-совместимых компьютеров. Производство Turbo R было прекращено в 1995 году.

Компьютеры MSX, в отличие от большинства популярных импортных бытовых компьютеров, получили некоторое официальное распространение в СССР и, впоследствии, в России. Начиная с середины 80-х годов они использовались в составе компьютерных классов в учебных заведениях. Сначала это были экспортные версии компьютеров японской фирмы Yamaha - модели YIS-503 и YIS-805, специально предназначенные для поставок в СССР (имели клавиатуру с русскими символами). Классы на основе этих компьютеров получили название Ямаха КУВТ. Впоследствии, в конце 80-х годов, для тех же целей в страну поставлялись корейские компьютеры Daewoo (модели CPC-300E и CPC-400). Они не имели русских символов на клавиатуре и являлись обычными, не экспортными, моделями. Также в СССР поставлялись MSX-совместимые компьютеры Toshiba.

Интересный факт: Компьютер MSX  (модель Yamaha YIS-503II) стал участником двухминутного эпизода в фильме "Малявкин и компания" (1986). Во время эпизода показывают экран компьютера, отображающий текст "Я - персональный компьютер, меня зовут Yamaha. А как зовут Вас?". Дети зачитывают текст вслух (при этом слово "Yamaha" заменено на "Дисплей") и набирают свои имена. Игры для MSX, в частности Antarctic Adventure (и её продолжение, Penguin Adventure) и Yie Ar Kung-Fu, были показаны в трёхминутном эпизоде фильма "Поехал поезд в Бульзибар" (1986) - дети играют в компьютерном классе под присмотром учителя.

Стандарт MSX оказал некоторое влияние на создание ряда отечественных компьютеров. Например, компьютеры ПК8000 разработаны частично совместимыми со стандартом MSX и имеют интерпретатор языка Бейсик, совместимый с MSX-BASIC. Адаптированная версия MSX-DOS применялась в одной из версий ZX-Spectrum совместимого компьютера ATM Turbo 2. Компьютер Алеста использовал некоторые технические особенности, характерные для MSX, и адаптированную версию MSX-DOS; для него было адаптировано несколько игр, разработанных для компьютеров MSX 2. Для компьютера Вектор-06Ц также было адаптировано несколько игр MSX 1 (известно о 17), однако, из-за существенных аппаратных различий этих компьютеров, подобная адаптация заключалась в очень существенном изменении кода и данных игр. Адаптация заключалась в замене команд Z80, отсутствующих в КР580ВМ80А, на аналогичные по функциональности процедуры, подмене вызовов функций MSX BIOS на процедуры, учитывающие аппаратные особенности Вектор-06Ц и переопределении адресного пространства для хранения данных и стека. В остальном код программ был полностью идентичен.

До появления и последующего большого успеха игровой консоли Famicom от Nintendo компьютеры MSX были основной домашней платформой для наиболее известных японских компаний-разработчиков видеоигр, таких как Konami и Hudson Soft. Такие игровые серии, как Metal Gear, Bomberman и Valis начались с игр, впервые вышедших на компьютерах MSX.

Интересные факты:
  • Компьютеры стандарта MSX 1 имеют устройство, очень схожее с приставкой Colecovision. Они используют одинаковые процессор и видеоконтроллер, а также микросхемы звукогенератора со сходными возможностями.
  • Самые популярные и известные игры для MSX были созданы известной японской компанией Konami.
  • Когда запускается MSX DOS, ПЗУ MSX BASIC отключается, и все 64 КБ адресного пространства отдаются ОЗУ.
  • Игры для MSX 1 издавались в основном на картриджах и магнитофонных кассетах. Позднее, с появлением компьютеров MSX 2 (которые обычно имели трёхдюймовые дисководы), основным носителем для игр и других программ стали дискеты.
  • Трёхдюймовые дискеты MSX, по крайней мере те, которые были отформатированы в MSX-DOS 2.0, напрямую совместимы с MS-DOS (однако некоторые детали, такие как восстановление удалённых файлов и загрузочный сектор, отличаются).
  • Южнокорейский гигант Daewoo выпустил несколько моделей MSX и MSX 2 под маркой Zemmix. Эти урезанные модели MSX и MSX 2 выпускались без клавиатуры и дисковода, а поддерживали только картриджи, чтобы просто играть в игры.
  • В 2001 году Кадзухико Ниси начал так называемое возрождение MSX (MSX Revival) выпуском эмулятора, называющегося MSX PLAYer, и являющегося единственным официальным эмулятором MSX. Все авторские права на MSX принадлежат организации MSX Association, президентом которой является Ниси.
  • В августе 2006 года D4 Enterprise анонсировала выход новой MSX 2-совместимой системы, называющейся One Chip MSX. Она построена на одной микросхеме ПЛИС Altera серии Cyclone, в которой размещаются все компоненты системы, включая процессор. Продажи системы начались 19 ноября того же года. Ранее, в 2005 году, предполагалось, что производством этой системы займётся компания ASCII Solutions, если будет сделано более 5000 предварительных заказов, однако их было набрано всего 3414.
  • В 2006 году японское отделение компании Nintendo опубликовало на сайте Virtual Console информацию о том, что игры для MSX будут доступны на игровой консоли Nintendo Wii через сервис Virtual Console.
Компьютер One Chip MSX на базе ПЛИС Altera Cyclone
Компьютер One Chip MSX на базе ПЛИС Altera Cyclone

Видео с обзором компьютеров стандарта MSX (автор Дмитрий Бачило)

5 комментариев:

  1. ОООО! Metal Gear я впервые увидел именно на MSX2!!

    ОтветитьУдалить
  2. ТВ Реклама MSX просто супер, не согласен с автором!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Или наоборот эта реклама была гениальна!
      Особенно вот этот ролик тех же годов: https://www.youtube.com/watch?v=7liCrensXw0
      и в догонку ещё кучка:
      https://www.youtube.com/watch?v=HQy9K0pcWPI
      https://www.youtube.com/watch?v=_uNPTgbCde8
      https://www.youtube.com/watch?v=-hJx1Q-EpYw
      https://www.youtube.com/watch?v=M5rqr7R2Mhw
      Вот этот тоже доставляет: https://www.youtube.com/watch?v=rh7LHGZHPfg
      https://www.youtube.com/watch?v=03GGIxMGcq8
      https://www.youtube.com/watch?v=CRcIzJnaA4Q
      https://www.youtube.com/watch?v=xoS0UViqNKc
      И последний: https://www.youtube.com/watch?v=AQ7tk4BS5cU

      Удалить
  3. Спасибо =) у нас в школе была сеть из них. Один MSX2 (типа учительский) и штук 10-15 просто MSX. Это было круто. мы программировали тесты на бейсике (типа вопрос и 5 вариантов ответа) , а потом народ по ним сдавал предметы и получал оценки...... эххх ностальгия... а какой клевой на них была игрушка Metal Gear...

    ОтветитьУдалить
  4. В политехе на Лубянке был клуб MSX-уалистов, потом на ВДНХ образовался, ну и местечковые сборища подвальные имели место. Да, было ж время :)

    ОтветитьУдалить