9 мая 2018 г.

Самые странные и плохие игровые контроллеры

Игровая индустрия переживала как взлеты, так и падения. И на протяжении всей ее истории контроллеры беспрерывно изменялись. Пришло время поговорить о самых необычных, странных и выносящих мозг контроллерах.

Atari Mindlink

Atari Mindlink для Atari 2600 разработка 1984 года

В 1984 году разработчики игр для Atari 2600, вдохновлённые первыми рывками в создании цифровой техники, решили развлечься на славу. Они придумали специальный девайс Atari Mindlink, который позволял управлять происходящим в игровом мире с помощью мыслей. На самом деле нет. Сей девайс должен был улавливать движения мышц с помощью инфракрасных лучей и трансформировать их в игровом пространстве. Спору нет, выглядел Atari Mindlink нереально круто. Как будто сошедший со страниц киберпанковских романов. Но играть с помощью Mindlink было практически невозможно: управление оказалось слишком сложным, и, кроме всего прочего, от него начинала болеть голова. Специально для этого контроллера разрабатывались три игры: Bionic Breakthrough, Telepathy и Mind Maze. Но они так и небыли выпущены, потому что тестирование показало, что игроку постоянно приходится двигать бровями, и от этого наступает быстрое утомление.



Power Glovе

Power Glovе для Nintendo разработка 1989 года

В 1989 году, вдохновленная фантастическими фильмами, Nintendo силами компаний Mattel (США) и PAX (Япония) выпустила знаменитую Power Glove - перчатку для беспроводного управления играми, опять-таки пропитанную духом модного тогда киберпанка. Рекламные слоганы пестрили словами вроде "виртуальная реальность", а сама перчатка обманчиво крутилась по телевизору, будто это трейлер нового фильма про будущее. Мечта всех игроков того времени стоила 80$, весила почти 300 грамм (отчего рука начинала "ныть" уже через несколько минут), а сенсоры почти всегда ошибались. Правда, к Power Glove вышло всего лишь две игры: Super Glove Ball и Bad Street Brawler, но работали они не лучшим образом. Перчатка посылала неразличимые человеческим ухом звуковые сигналы, по которым входившие в комплект микрофоны определяли ее расположение. В перчатку встроен обычный джойстик и несколько дополнительных кнопок, предназначенных для набора программного кода игр, которые не были официально адаптированы для Power Glove. На пальцы перчатки нанесены карбоновые чернила, передающие сжатие и растягивание. Подключение происходит в разъём для первого джойстика. В перчатке имеются два ультразвуковых динамика (трансмиттера), передающие звук на частоте 40 kHz, неслышном для человеческого уха. В креплении, расположенном на телевизоре, встроены три микрофона (ресивера), которые принимают звуки от перчатки и высчитывают её местоположение в пространстве по осям X, Y, Z и угол наклона. В связи с тем что позиция руки определяется с помощью звука, играть в шумной обстановке не представляется возможным, так как микрофоны часто ошибаются. Power Glove не был популярен и критиковался за низкую точность и сложность в использовании. Эта попытка сделать первый контроллер, основанный на распознавании движений, вполне успешно провалилась. В общем, это было не лучшее вложение денег тех ста тысяч человек, которые ее купили.

Интересный факт: Разработчик игр Мэтью Мечтли (Matt Mechtley) к 20-летию PowerGlove, самостоятельно усовершенствовал перчатку, установив вместо ультразвуковых сенсоров акселерометр и заменив проводное соединение на Bluetooth.



Konami Laserscope

Konami Laserscope для Nintendo разработка 1990 года

Контроллер Konami Laserscope - еще одно наследие киберпанка в индустрии видеоигр. Правда, реагировал он не на движения, а на голос. Хочешь бежать - кричи громко "Run", когда нужно выстрелить - кричи "Fire!" в микрофон. Как показывает практика даже в наши дни с голосовым управлением часто возникают проблемы, из-за чего рождаются бессмертные фразы типа "фраер, налей!". Laserscope предназначался в основном для игры Laser Invasion от Konami, но позже его прикрутили и к другим играм, в которых использовался родной пистолет NES Zapper. Оказалось, что играть с помощью Laserscope затруднительно, поскольку микрофон был невероятно чувствителен и реагировал на любые звуки. LaserScope также можно использовать как наушники.



Power Pad

Power Pad для Nintendo разработка 1988 года

Это достаточно старое изобретение для консолей Nintendo (коврик-контроллер был впервые выпущен ещё в 1986 году), которое превращает жизнь любителей танцулек в настоящий рай. В теории. Этот коврик реагирует на движения ног, предавая информацию игровой консоли, а на экране появляется танцующий герой, который повторяет ваши движения. Само собой, со временем этот аксессуар позволил не только вытанцовывать перед экраном, но и успешно практиковать перед консолью фитнес и другие виды спорта.

Интересный факт: В 2008 году обновлённая версия коврика Power Pad была выпущена для игровой приставки Nintendo Wii.

Видео как дети играют с Power Pad




U-Force

U-Force для Nintendo разработка 1989 года

Ещё один девайс, который позволил геймерам контролировать игру без прикосновений к джойстику. Для запуска игры и её дальнейшего прохождения необходимо мастерски махать руками. Но если в рекламе U-Force юный геймер и вправду легко справляется с управлением одними только махами (и делает это весьма красиво надо сказать), то в реальной жизни управление скатывалось в какой-то кромешный ад. Сенсоры часто реагировали неправильно, рука через время просто уставала постоянно находиться навесу, а наученные печальным опытом пользователи практически не покупали его. В итоге, устройство также потерпело фиаско.

Реклама U-Force на TV в 1989 году




Sega Activator

Sega Activator для Mega Drive разработка 1993 года

Идея этого устройства, выпущенного в 1993 году для игровой приставки Sega Mega Drive, состоит в том, чтобы заменить управление джойстиком на управление движениями. Sega Activator - это кольцо в форме восьмиугольника, которое помещалось на пол и подключалось к порту контроллера игровой приставки. Это был первый контроллер считывающий движения всего тела, более чем за десять лет до Kinect. Принцип действия был основан на инфракрасных лучах, которые светили прямо вверх и отражались от потолка. Но если потолок был неровный или зеркальный, то в работе девайса возникало слишком много ошибок при детекции положения тела. Этот девайс должен был стать идеальным вариантом для реактивных файтеров, которые никак не могут сидеть спокойно во время игры. Создатели этого аксессуара продумали, казалось бы, всё: и способы реакции девайса на движения, и способы передачи их на экран. Не учли только одно - невозможность "зажимать" сразу несколько кнопок. Так что про фаталити с помощью Sega Activator пришлось забыть. Эта разработка столкнулась с той же проблемой, что и две предыдущих: сенсоры были настолько плохими, что совершаемые движения либо не давали какой-нибудь внятной отдачи, либо устройство их неверно воспринимало. В результате Activator не снискал большого коммерческого успеха и был удален из продаж через несколько месяцев после запуска.

Интересный факт: В том же 1993 году Sega выпустила доработанную версию Activator для аркадной игры Sega System 32 Dragon Ball Z VRVS которую представила на выставке Amusement Machine Show 1993, и там это устройство работало намного лучше. Для этого в него добавили ещё несколько дополнительных датчиков, и считывание движений тела игрока, действительно стало адекватно управлять виртуальным персонажем в игре.



R.O.B. (Robotic Operating Buddy)

R.O.B. для NES разработка 1985 года

Это роботизированный контроллер для игровой приставки NES, который был выпущен в 1985 году. Только японцы могли разработать игрушку для игрушки. Да, как ни странно, этот милый робот - самый настоящий контроллер. Он поддерживается только двумя играми: Gyromite и Stack-Up, причем с каждой игрой в комплекте поставляется целая груда запчастей для робота. ROB принимает команды через оптические вспышки на экране. Его "глаза" световые датчики, всегда должны быть направлены на экран с игрой, которая посылает ему команды. ROB берёт на себя роль второго игрока и даже может нажимать кнопки на втором геймпаде. Впрочем ROB очень медленно двигался и игра с ним превращалась в мучение. Выпуск ROB имел лишь маркетинговый смысл для Nintendo.

Интересный факт: В 2014 году независимый разработчик игр Retrozone выпустил ограниченную партию картриджей для NES под названием 8-бит X-Mas 2015. На главном экране представлена ​​графическая символика ROB и программа взаимодействует с винтажной игрушкой ROB, заставляя ее танцевать под рождественскую музыку.

5 комментариев:

  1. Анонимный19 мая 2018 г., 21:52

    Что только не придумывали ;D
    Но по тем временам даже это было круто, ведь элементной базы такой как сейчас не было, делали из того из чего могли и как могли. Всё равно молодцы производители, хотя бы за идеи

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный14 июля 2018 г., 23:10

    Еще OCZ NIA был из недавних, ну как недавних… 10 лет прошло.

    ОтветитьУдалить
  3. Контроллер с управлением бровями это конечно мощно

    ОтветитьУдалить
  4. охренеть, я думал до считывания действий руки еще как до китая, а оказывается еще в те годы какие то карбоновые чернила были о_О

    ОтветитьУдалить
  5. У первой соньки был жилет с обратной связью. Вдарили тебе по почкам в текене и получи разряд в тоже место. Не помню как назывался.

    ОтветитьУдалить