26 октября 2018 г.

Snatcher для MSX 2 (обзор и прохождение)

Жанр: Приключение (визуальный роман)
Количество игроков: 1
Разработчик: Konami
Издатель: Konami в 1988 году
Английский перевод: присутствует

Snatcher - графическая приключенческая игра, разработанная и изданная Konami. Игра была впервые выпущена в Японии для NEC PC-88, а затем портирована для MSX 2. Качество графики и музыки заметно ухудшились в версии для MSX. Чтобы сохранить хоть часть оригинального звучания, с игрой, которая занимала три диска, прилагался специальный SCC картридж, который обеспечивал расширенный звуковой эффект за пределами возможностей платформы MSX.
Для нормального звучания игры, необходима эмуляция картриджа SCC-I (SCC-I или, неофициально, SCC+, использовалась в картридже расширения Konami Sound Cartridge, поставляемом с играми Snatcher и SD Snatcher. Помимо микросхемы SCC, этот картридж содержит дополнительное ОЗУ объёмом 64 килобайта)!
Затем последовал римейк оригинальной приключенческой игры с использованием технологии CD-ROM , выпущенной для PC Engine Super CD-ROM System в 1992 году. Затем портирована на Sega CD в 1994 году с улучшенной графикой и добавленным третьим актом.

Snatcher для MSX 2 от Konami 1988 год
Snatcher для MSX 2 от Konami 1988 год

Сюжет


СССР, Москва, 1996 год. В секретном исследовательском центре по изучению биологического вируса "Люцифер-Альфа" прогремел взрыв. Неизвестно, что стало причиной происшествия, но из-за него произошла утечка смертоносного вируса в атмосферу. В течение нескольких лет 80% СССР и Европы стремительно вымирает, а Евразия становится зоной отчуждения. Проходят годы и вирус мутирует в нелетальную форму. Для человечества наступает новая эпоха свершений.

События Snatcher начинаются в декабре 2047 года, в вымышленном японском городе Нео-Кобе (на искусственном острове в заливе у старого Кобе). В последние годы мировая общественность обеспокоена проблемой "Снэчеров" - разумных биороботов, появляющихся в ночное время и преимущественно зимой. Внешне они неотличимы от человека, могут потеть и даже истекать кровью. Но под искусственной кожей и мышцами прячется эндоскелет.

Снэчеры тайно убивали людей, копировали их внешность и занимали прежнее место жертвы. Мотивы их оставались неизвестны. Кто-то ссылался на инопланетян, кто-то на всемирный заговор и захват мира разумными машинами. Для борьбы с нависшей угрозой создается правительственная организация J.U.N.K.E.R.

Главный герой игры, Гиллиан Сид, недавно устроился на работу в J.U.N.K.E.R. 5 лет назад Гиллиана и его жену Джейми нашли недалеко от границы СССР. Они потеряли память, но отлично знали о существовании снэчеров. Ухватившись за это, Гиллиан подается в "джанкеры" для того, чтобы вернуть потерянные воспоминания и восстановить пошатнувшийся брак.

Snatcher Cover Art

Разработка


В 1987 году за Хидео Кодзимой числился первый Metal Gear и скромный платформер Penguin Adventure. Уже через год геймдизайнер выпустит свой следующий проект для японских персональных компьютеров MSX 2 и PC-88 - Cyberpunk Adventure: Snatcher, смесь квеста, визуальной новеллы и интерактивного кино. Игра стала первым опытом Кодзимы в написании глубоких сценариев с необычными сюжетными поворотами и непредсказуемой развязкой.

Изначально Кодзима планировал разбить сюжет игры на шесть глав, но позже сократил их до трех. И даже с сокращениями он не успел доделать третью главу в срок - Konami торопила игру к релизу. Поэтому в версиях для MSX 2 и PC-88 сюжет обрывается на самом интересном месте, в конце второй главы. Казалось, что история останется незаконченной.

В 1990 на MSX 2 выходит ответвление SD Snatcher, в разработке которого Кодзима принимал лишь косвенное участие. Персонажей оригинальной игры превратили в милых аниме "чибиков", геймплей ушёл в сторону пошаговой ролевой игры, а сюжет стал менее серьезным. Тем не менее, наличие законченного сюжета в спин-оффе подтолкнуло Konami к переизданию старого Snatcher на современных платформах.

Недостающая третья глава появилась в переиздании на платформе PС Engine (в США известна как TurboGrafx-16) в 1992 году. И так как консоль поддерживала обычные CD, то для Snatcher был записан целый час озвученных диалогов (огромная редкость в играх того времени). Отличная графика и анимация в редких кат-сценах создавали ощущение, будто смотришь интересный фантастический фильм. На базе этого переиздания через два года выйдет порт игры для Sega CD. Порт вышел только в США и Европе, в Японии эту версию выпускать не стали из-за отсутствия значимых изменений.

В 1996 вышло заключительное переиздание для консолей пятого поколения - PlayStation и Sega Saturn. Хидео Кодзима не принимал участия в портировании, так как на тот момент он был занят разработкой Metal Gear Solid. Пускай переиздания отличались улучшенной графикой и музыкой, их ценность немного падает из-за сильной цензуры в отношении жестоких и эротических сцен. Эти версии так и не добрались до западного игрока.

Кинематограф серьёзно повлиял на творчество Хидео Кодзимы. Самое большое влияние на игру оказал фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию". Обе работы объединяет не только жанр и дизайн, но и общая идея - охота за машинами. В мире будущего все машины летают. Только в "Бегущем по лезвию" они назывались "спиннерами", а в Snatcher - "турбоциклами". Внешность хитрюги Рэндома скопирована с Фейд-Раута из "Дюны" Дэвида Линча. Зелёная гамма c уходом в фиолетовый, дизайн некоторых зданий и прожекторы с крыш - перетекли в Snatcher из аниме Akira режиссера Кацухиро Отомо. Также прослеживается влияние аниме Bubblegum Crisis и A.D Police.

Геимплей


В игре нет традиционного для квестов пиксельхантинга. Почти все действия выполняются выбором команды: Look, Investigate, Move, Talk, Ask и Exit. Вполне нормально для квестов тех лет, когда все действия нужно было прописывать вручную. Все жё, в игре хватает неприятных мест, где можно надолго застрять в поисках нужного предмета или персонажа. Проблема в "застревании" связана не с загадками, а с относительно замороченной и не всегда логичной игровой механикой.

Например, игрок должен полностью обследовать локацию несколько раз подряд, после чего сработает триггер, состоится разговор с важным персонажем, а сюжет двинется дальше. Или другой пример: пока игрок не поговорит со случайным прохожим, не заглянет в каждую помойку и не посмотрит ещё раз на нужное окно - требуемый персонаж не появится. Так что выручает здесь не смекалка (как таковые загадки отсутствуют), а усидчивость и внимательность.

Ещё в Snatcher есть режим тира в экшн-сценках. Например, когда снэчер нападает, игрок должен быстро среагировать и выстрелить ему в голову. Вначале трудно (особенного без светового пистолета), но потом быстро привыкаешь.

Три главных достоинства Snatcher - атмосфера, сюжет и харизматичные персонажи. В принципе то, что у Хидео Кодзимы всегда получалось. Первые две главы проходят в одном ключе: игроку предстоит расследовать преступления, искать зацепки и раскрывать личности снэчеров. Неизвестно, кто может быть роботом, а потому подозрения падают на кого угодно, вплоть до жены и коллег по службе.

Проводить запутанные расследования игрок будет не в одиночку, а с милым и находчивым помощником. Metal Gear Mark II - верный друг, ходячий видеофон, записная книжка и фонарик. Робот любит поострить, подколоть Гиллиана и в целом значительно разряжает депрессивную обстановку.

Очень спорной получилась третья глава, которую Кодзима добавил в версии для PC Engine. История закончена и есть зацепка на возможное продолжение (которое не выйдет), но сюжет третьего акта хромает на обе ноги и будто бы взят из совсем другой игры.

В штабе джанкеров есть суперкомпьютер. С помощью него игрок может получить данные о мире игры, найти досье на любого известного жителя Нео-Кобе или узнать адрес подозреваемого. Забавно, но через этот компьютер можно узнать о Кодзиме. Достаточно набрать KOJIMA и игроку покажут короткую биографию геймдизайнера. Свои послания оставили и другие разработчики.

Функция постоянных звонков друзьям, коллегам и информатору - обязательна для прохождения. Игроку нужно найти и запомнить телефонный номер, после чего набрать его вручную. Совсем как в жизни. Самое любопытное, что в игре присутствует куча секретных телефонных разговоров, вот только найти их - очень сложно. Они интересны, полны отсылок и искрометного юмора. Видите номер на стене или вывеске? Сразу же звоните! Например, на Альтон Плаза красуется электронная вывеска штаб-квартиры Konami, а под ней заветный номерок. Набрав его, можно услышать забавное послание о долгожданном выходе игры на Западе.

SDATCHER


Кодзима долгое время планировал выпустить продолжение. К сожалению, Konami дала зеленый свет лишь радиодраме-приквелу SDATCHER. Доработать старые наработки Кодзимы вызвался геймдизайнер Гоити Суда, автор Killer 7, No More Heroes, Killer is Dead и Lolipop Chainsaw. Гоити Суда обожает Snatcher. Он не только с нуля написал почти весь сценарий, но и озвучил одного из персонажей.

SDATCHER сглаживает расплывчатую предысторию оригинала и закрывает некоторые заметные дыры вселенной. Радиодраму можно и нужно послушать тем, кто не знаком с игрой, персонажами и её сюжетом. Игрок, прошедший оригинал, будет знать последующие события и судьбы некоторых героев наперёд, что несколько уменьшает интерес к SDATCHER. Радиодрама переведена как на английский, так и на русский язык.

Личные впечатления: Графически игра в версии для MSX 2 выглядит намного хуже чем оригинальная версия для PC-88. Видимо, при портировании игры, разработчики сильно спешили и откровенно халтурили. Музыкальное сопровождение в игре восхитительно, но если играть без эмуляции SCC картриджа, то звук очень тихий и воспроизводиться будет только 10% звукового сопровождения. Если играть впервые и без руководства по прохождению, то игра будет очень долгой. Но самое неприятное, это долгие загрузки между экранами и действиями в игре. Сами программисты, которые портировали игру на компьютер MSX 2, признают эту проблему и честно о ней предупреждают, но от этого не легче. Больше всего времени придётся созерцать чёрный экран вместо игры. Личное не не любитель визуальных новелл, но оставляю эту игру у себя в коллекции исключительно из-за её былой популярности и исторической ценности.

Видео полного прохождения игры Snatcher




Скачать игру

Дополнения:

Комментариев нет

Отправить комментарий